30.08.2023
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
советы
логопеда по развитию речи
у детей раннего дошкольного возраста
Для того чтобы речь
ребенка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо
соблюдать ряд условий:
• Не старайтесь ускорить
ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми
занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его
возрасту.
• В общении с ребенком
следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь, звуки и слова произносите
четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова,
обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните малышу.
• Не подделывайте под
детскую свою речь, не злоупотребляйте также и уменьшительно-ласкательными
суффиксами - все это тормозит речевое развитие ребенка.
• Своевременно
устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать неточности и ошибки,
встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не
смейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как
надо произнести то или иное слово. Если ребенок торопится высказать свои мысли
или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, четко и не спеша.
• Не оставляйте без
ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
• Раз в месяц
записывайте речь ребенка на магнитофон. На первом году жизни можно записать
гуление, лепет, первые слова малыша. В дальнейшем - беседы с ребенком, его речь
во время игр, чтение стихов, пересказ прочитанного, а также самостоятельные
высказывания. Время записи - от 1 до 5-10 минут (в более старшем возрасте), при
этом не забывайте указывать возраст ребенка. Такие записи не только помогут в
работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.
• Следите за тематикой
занятий в группе, которую посещает Ваш ребенок. Закрепляйте эту же тему дома
(новые изученные слова, стихи, игры, потешки, чистоговорки, скороговорки,
песни).
Желаем успехов!
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
УЧИМСЯ ОТГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ
В наше время на книжных полках магазинов завидное
изобилие печатной продукции для детей на любой вкус, любого оформления и
любого содержания. |
В возрасте 3-4 лет тематика загадок ограничена небольшим
жизненным опытом ребёнка. Это загадки об игрушках, домашних животных,
некоторых предметах быта, о продуктах питания. Отличительной чертой являются
яркие, характерные признаки внешнего вида (форма, цвет, величина), качества и
свойства, которые дети хорошо знают. |
|||
Мягкие лапки, |
|
Прыг-скок, |
|
Беленькие пёрышки, |
|
Мохнатенькая, усатенькая, |
|
Голодна - мычит, |
|
С хозяином дружит, |
|
На грядке зелёные, |
|
В шкурке жёлтой, |
|
в этом
возрасте загадки не должны быть слишком подробными, так как многочисленные
признаки ребёнку трудно запомнить и соотнести между собой. |
|
|
Желаем успехов!
Для детей 4-5 лет тематика загадок значительно
разнообразней: о домашних и диких животных, предметах домашнего обихода,
одежде, продуктах питания, явлениях природы, о средствах передвижения.
Рекомендуем загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами. |
|||
С неба падают зимою |
|
Стукнешь о стенку - |
|
Хвост с узорами, |
|
На спине иголки, |
|
Без рук, без ног, |
|
Рядом разные подружки, |
|
Не летает, не жужжит, |
|
Круглый бок, жёлтый бок, |
|
Характеристика предмета загадки может быть дана подробно, полно, а сама
загадка выступать как рассказ о предмете. |
|
|
В 5-6-летнем возрасте у детей проявляется чуткость к
смысловым оттенкам слова, они начинают понимать смысл образных выражений в
литературных произведениях. Тематика загадок разнообразна: о животных,
птицах, рыбах, насекомых, растениях, явлениях природы, предметах обихода и орудиях
труда, средствах передвижения, связи и информации, о спорте, человеке, книге. |
|||
Маленькая собачка |
|
Бьют его рукой и палкой, |
|
Над нами - |
|
Без рук, без ног, |
|
В воде она живёт - |
|
Не колючий, светло-синий |
|
|
Он в мундире ярком. |
|
Характеристика предметов и явлений может быть краткой, но среди признаков
должен быть назван существенный, типичный. |
|
|
Возраст 6-7 лет характеризуется достаточным жизненным
опытом, наблюдательностью, способностью к рассуждению, поэтому загадки
предлагаются такие, которые можно отгадать только после длительных
неоднократных наблюдений за одним явлением. |
|||
Чёрен, а не ворон, |
|
Всегда во рту, |
|
В поле лестница лежит, |
|
В снежном поле по дороге |
|
Посреди двора |
|
Быстро грызёт, |
|
Вроде сосен, |
|
Молода - |
|
Характеристика предметов может быть дана кратко: называем один-два
признака, по которым нужно восстановить целое и сделать вывод на основе
рассуждения. |
|
|
памятка для родителей
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для
чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот
зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"?
Оказывается, язык - главная мышца
органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.
Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие
целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки
произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему
развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникала у
ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как
можно раньше.
Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее
"поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и
далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже
сложившиеся нарушения звукопроизношения. Поначалу артикуляционную гимнастику
необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает.
Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними
зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку
необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно
упражняясь.
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого
раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему:
"Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем".
Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Не забывайте по чаще
хвалить малыша! Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Проводите
артикуляционную гимнастику лучше всего в виде игры, сказки. После того, как освоите несколько
упражнений, можно придумать сказку, в которой присутствовали бы элементы
гимнастики.
Желаю
успехов!
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ
ГИМНАСТИКА В КАРТИНКАХ
Окошко
|
|
Чистим зубки
|
|
Месим тесто
|
|
Чашечка
|
|
Дудочка
|
|
Заборчик
|
|
Маляр
|
|
Грибочек
|
|
Киска
|
|
Поймаем мышку
|
|
Лошадка
|
|
Пароход гудит
|
|
Слоник пьёт
|
|
Индюки болтают
|
|
Орешки
|
|
Качели
|
|
Часики
|
|
Блинчик
|
|
Вкусное варенье
|
|
Шарик
|
|
Гармошка
|
|
Барабанщик
|
|
Парашютик
|
|
Загнать мяч в ворота
|
|