07.11.2019
Связь между требованиями к воспитателю ДОУ по ФГОС и профстандарту
Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и дошкольные образовательные учреждения. К этой категории относятся организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет. К педработникам ДОУ (воспитателям, специалистам и т. д.)
Сейчас
применяется 2 вида стандартов:
- ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
- профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.
Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС
касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт
относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по
должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того,
ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу
лишь с 2019 года. Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя
ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2019 года, когда вступят в
силу профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут
разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.
Что включает в
себя профстандарт воспитателя детского сада?
Профстандарт воспитателя в ДОУ включает в себя
следующие структурные части:
- Общие сведения о стандарте
В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования, какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).
- Функциональная карта
Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции: обучения, воспитания, развития.
- Характеристика функций
В этой части профстандарта педагога ДОУ функции,
упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются. Кроме того, здесь
устанавливаются официальные названия для должностей («воспитатель», «педагог» и
т. д.), требования к образованию и другие квалификационные условия. Надо отметить,
что здесь используются и данные единого квалификационного справочника,
утвержденного Минздравсоцразвития РФ в 2010 году.
Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в
отдельный раздел. Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был
разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.
В заключение остается сказать, что профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий
введению в 2019 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения
работы дошкольных образовательных учреждений, повысить эффективность
воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей
компетентности от работников. Насколько полезным окажется введение
профстандартов, покажет время…