26.02.2021
Мы живём в праворуком мире. Весь наш быт приспособлен
для праворуких: ручки приборов в автомобилях и самолётах, телефоны-автоматы,
многие инструменты для ручного труда, ножницы и те невозможно использовать
левой рукой.
А если ребёнок отдаёт предпочтение одной руке и рука
эта – левая?
Каковы причины левшества?
На этот вопрос нет однозначного ответа. Известно, что
все свойства руки как ведущей определяются сложной физиологической структурой
распределения функций между правым и левым полушарием головного мозга.
Действиями каждой руки «ведает» или «командует» противоположное полушарие: у
правшей – левое, а у левшей – правое. Установлено, что леворукость в 10-15 раз
чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей.
Наряду с концепцией о генетической обусловленности левшества широко
распространённым является представление о его патологическом происхождении.
Согласно этому представлению, леворукость является результатом «минимальной мозговой дисфункции»,
возникающей либо в процессе внутриутробного развития, либо при рождении. Скорее
всего, леворукость не однотипна и может быть генетически закреплённой, а может
быть патологической, возникающей в результате повреждения левого полушария на
ранних этапах развития.
Говоря о различного рода нарушениях, связанных с
леворукостью, нельзя не коснуться вопроса о насильственном переучивании левшей.
До недавнего времени переучивание левшей было вполне обычным явлением. Между
тем, леворукость является отражением сложившейся системы работы полушарий
головного мозга и потому принудительное изменение ведёт к нежелательным
последствиям. Переучивать леворукого ребёнка – значит изменять специфические
качества его психики, что отрицательно влияет на его психическое состояние,
эмоциональное благополучие и здоровье в целом. В процессе насильственного
переучивания отмечаются серьёзные перемены в состоянии ребёнка: он становится
вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спит. Позже появляются ещё
более серьёзные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге
развиваются невротические реакции: нервные тики, энурез, заикание. Согласно
медицинской статистике, каждый третий ребёнок с заиканием – это переученный
левша.
Как же
оптимально учитывать и использовать возможности каждого полушария в обучении
леворуких детей?
Для повышения эффективности обучения левшей необходимо
как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария, чтобы полнее
использовать присущие ему особенности: большую скорость и эмоциональность
восприятия, обобщённость, целостность, образность, вовлечение непроизвольной
памяти. С этой целью полезно систематически включать в учебный процесс
манипулирование с макетами и моделями, использовать всякого рода схемы.
Как
правильно организовать работу с леворукими детьми?
При правильной посадке леворукие дети должны сидеть
прямо, не касаясь грудью стола. Голова должна быть немного наклонена направо.
За столом или партой леворукий ребёнок должен
ВСЕГДА сидеть слева от своего соседа. При письме,
рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны.
Тетрадь
лежит с наклоном вправо так, чтобы нижний угол страницы, на которой пишет
ребёнок, был направлен к середине его груди. По мере заполнения страницы правая
рука передвигает тетрадь вверх, при этом нижний угол страницы по-прежнему
направлен к середине груди ребёнка. Руки должны лежать на столе так, чтобы
локоть левой руки немного выступал за край стола, а правая лежала на столе и
придерживала лист. Кисть левой руки с ручкой находится ПОД строкой. Это
наиболее удобный способ письма, так как ребёнку не приходится выворачивать
кисть руки, хорошо виден образец в прописи, обычно написанный слева. Не рекомендуется требовать, чтобы дети писали
с таким же наклоном, как праворукие. Они могут писать без наклона или с лёгким
наклоном влево. Категорически противопоказано требовать от леворукого ребёнка
безотрывного письма.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.02.2021
Дата обновления: 26.02.2021
Дата публикации: 26.02.2021