Участие семьи в развитии речи ребенка

26.08.2021

Стадии речевого развития ребенка в норме:

1. Стадия называния предметов ребенком. Необходимо включение ребенка в предметную деятельность с целью активизации речи. Организация деятельности ребёнка по типу «давай вместе».

2 Стадия эмоционального общения со взрослыми – организация активного взаимодействия предметной деятельности с малышом.

3. Стадия ориентации на предметный мир – исключить простое манипулирование с игрушками малыша. Взаимодействие на основе зрительного контакта с включением эмоционального фона. Всем предметным действиям следует придавать по возможности человеческий характер – куклу жалеть, кормить, укладывать спать,   собачку    выводить    гулять, обезьянку лечить и т.д. – совместная игра.

4.Стадия автономной детской речи (употребление «детских слов») физиологического характера, обусловленная несовершенством артикуляционной моторики и  несформированностью  речевого слуха ребёнка. Необходима артикуляционная гимнастика для малыша, чёткое, ясное проговаривание слов взрослыми, особенно окончаний слов.


Родители должны знать, что развитие речи малыша требует более внимательного отношения и создания речевой среды. Одним из важных условий речевой среды является активное общение с ребенком. Необходимо постоянно беседовать с ребенком, проговаривать все его действия: одевание, раздевание, умывание, купание, кормление, подготовка ко сну. Учитывать различные бытовые ситуации (раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка стола, мытьё посуды, подготовка к прогулке). 

Речь взрослого должна быть идеальным образцом для подражания. Речевой слух ребёнка воспринимает чаще всего лишь окончания слов. Поэтому, обращаясь к ребёнку ,  взрослый должен говорить простыми, короткими предложениями из 2 – 4 слов, делать паузы, повторяя одни и те же словосочетания, менять интонацию, силу голоса. Слова произносить чётко, выделяя ударный слог, и немного его растягивать. 

Взрослый должен часто обращаться к ребёнку с теми или иными вопросами. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Взрослый задаёт вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того как ребёнок слышал много раз название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое-либо действие.

По рекомендации педагога-психолога, учителя-логопеда родители целенаправленно могут приобрести необходимые развивающие игрушки, пособия, книжки, настольные игры.

Помимо создания речевой среды, родителям рекомендуется вести дневник наблюдения за развитием активного словаря ребёнка. Записывать все слова, которые употребляет ребёнок в том виде, в каком он их произносит, а также «расшифровку» их значения. Полезно планировать занятия и игры с ребёнком. Играя с ребёнком, родители могут получить результаты сразу или позже.

Если вас беспокоят задержка развития речи малыша, отсутствие активного   интереса к игрушкам, нарушение дневного и ночного сна , повышенная возбудимость вечером, дневной или ночной энурез,,  патологические привычки (грызёт ногти, сосёт палец) – нужна консультация врача – невропатолога.


Специальные приёмы активизации речевой деятельности малышей:

- Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните вслух говорить о том, что вы видите, чувствуете. Говорить нужно медленно, отчётливо, короткими простыми предложениями: «Где чашка? Я вижу чашку. Чашка на столе. В чашке молоко. Таня будет пить молоко».

- Параллельный разговор. Взрослый описывает все действия ребёнка, что он видит, слышит, трогает, чувствует. Взрослый подсказывает ребёнку слова, которые в дальнейшем сам ребенок будет  использовать их в пассивном и активном словареХочу такой сайт

- Провокация (искусственное непонимание ребёнка). Этот приём помогает ребёнку освоить ситуативную речь. Взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «слепым», «глухим», (приём провокации).

- Распространение. Продолжить и дополнять всё сказанное малышом, но не принуждать его к повторению. Отвечая ребёнку распространёнными предложениями, мы готовим почву для контекстной речи.

- Приговор. Игровые песенки, потешки в совместной деятельности приносят малышу огромную радость. Это непроизвольное обучение умению вслушиваться в звуки речи, улавливать смысловое значение. Создаётся благоприятный момент для развития двигательной активности малыша, имеющей связь с формированием его речевой активности .С этой целью необходимо учить с ребёнком стишки , потешки , чистоговорки.

- Выбор. Малыш может самостоятельно делать выбор: тебе почитать книжку или мы будем строить из кубиков дом?

- Игры с природным материалом. При доступности объектов малыш может исследовать: смотреть, пробовать, ощупывать, манипулировать, экспериментировать. В «зоне» большой смысл: ребёнок занят, он знакомится с материалом, изучает его свойства, функции (глина, земля, песок, вода, камешки).

- Продуктивные виды деятельности. 

Рисование – «Графическая речь» (Л.С.Выгодский). Облечь мысль в слово,  деталь в рисунок, чтобы оно стало понятно окружающим – вот одно из важнейших задач речевого, коммуникативного и умственного развития, где каждый рисунок малыша имеет уникальное значение. Любой рисунок малыша – в интересный рассказ, а рассказ – в рисунок. Их можно собирать, делать книжку, «читать». Это приём составления рассказа по схемам.

Аппликация – совместное вырезывание ножницами из цветной бумаги овощей, фруктов домашних и диких животных, посуды, одежды, обуви, транспорта, игрушек с дальнейшим наклеиванием вырезанных фигур в альбомы, на отдельные листы и , как итог, составление коллажей, картин. Сколько радости принесёт малышу ваша совместная работа, которая может быть подарком вашим родственникам, друзьям, знакомым или «малой домашней «третьяковкой».

- Замещение. В возрасте 2-3 лет малыш с удовольствием представляет, что кубик – пирожок коробка – печь. С 3 -4 лет ребёнок способен представить себя самолётом, котёнком, цветком. Идёт развитие рефлексивных и эмпатийных способностей. Сотрудничество взрослого и ребенка оказывает реальную и полноценную помощь малышу при развитии его речи.

Просмотров всего: , сегодня:

развитие речи.pdf (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 26.08.2021

Дата обновления: 26.08.2021

Дата публикации: 26.08.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».