Содержание
Программы развития
МБДОУ детский сад №5 «Хрусталик» г. Улан-Удэ
Введение……………………………………………………………………………………………………………………….2
Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………………..3
Паспорт программы…………………………………………………………………………………………………………4-6
Информационная справка…………………………………………………………………………………………………….7
Проблемный анализ состояния образовательного процесса……………………………………………………………8-13
Концепция Программы развития……………………………………………………………………………………… 14-16
Стратегия развития МБДОУ……………………………………………………………………………………………… 17
Этапы реализации Программы развития…………………………………………………………………………………. 17
Укрепление материально-технической базы…………………………………………...……………………………….. 20
Социальное партнерство…………………………………………………………………………………………………… 21
Целевые индикаторы и показатели Программы развития МБДОУ…………………………………………………….. 22
Система программных мероприятий……………………………………………………………………………………23-25
Прогнозируемый результат Программы развития к 2024 году………………………………………………………… 26
Элементы риска развития программы МБДОУ…………………………………………………………………………. 27
Введение
Для современного этапа развития общества (изменение политических и социально-экономических путей его развития)
характерно становление принципиально новых приоритетов, требований к системе образования в целом и её начальному звену–
дошкольному воспитанию. Важнейшим требованием является повышение качества образования. Данная проблема находит
решение в концепции модернизации российского образования. Для реализации цели модернизации образования (создание
механизма устойчивого развития образовательной системы) выдвинуты приоритетные задачи:
· достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования
· обеспечение доступности и равных возможностей получения полноценного образования
· повышение социального статуса и профессионализма работников образования
· повышение роли всех участников образовательного процесса – обучающегося педагога, родителя, образовательного
учреждения.
Проблема поиска путей обеспечения качества образования, затрагивает и систему дошкольного воспитания. Изменения,
происходящие в обществе, влекут за собой изменения в работе дошкольных учреждений.
Современное дошкольное образовательное учреждение – это сложный механизм, стремящийся к развитию, ищущий новые
возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребёнка, семьи, общества,
обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающий самым современным
требованиям. В настоящее время выбор направлений дошкольного учреждения и следование им зависит от каждого члена
коллектива. В современных условиях требования к педагогу очень высоки, ведь воспитатель является главным
действующим лицом педагогического процесса.
Педагог должен приобретать новые знания, получать больше информации, решать новые задачи, совершенствовать навыки
и умения, а часто менять рабочие привычки, ценности, соответствовать требованиям стандарта педагога, иметь
соответствующую квалификационную категорию.
Новая нормативно-правовая база является реальной основой для изменения направленности работы детского сада, его
ориентации на семью, как основного потребителя.
В связи с тем, что реформа дошкольного образования всё шире разворачивается в направлении развития его
вариативности, проблема регуляции качества образования приобретает особую актуальность. Педагогический коллектив
выбирает приоритетное направление своей работы, то есть основные услуги, а в соответствии с потребностями родителей
и со своими реальными возможностями– организует дополнительные услуги.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 « Хрусталик» - это современное
дошкольное образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу в рамках Федеральной
инновационной площадки по программе «Развитие» под ред. А.И.Булычевой, а также адаптирует программу «Первые шаги» под
ред. Г Смирновой.
Для разработки программы развития ДОУ была создана творческая группа, в которую вошли заведующий ДОУ, старший
воспитатель, специалисты и воспитатели. Деятельность творческой группы включала несколько этапов:
− анализ внутренней среды (сильные и слабые стороны ДОУ, соответствие его результативности современным требованиям)
и внешней среды (анализ образовательной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровне, анализ
социального заказа микросоциума);
− разработка концепции образовательного учреждения, которая включает в себя: миссию ДОУ, его философию, образ педагога
и выпускника ДОУ;
− определение стратегических целей и задач;
− разработка социально-педагогических, организационно-методических, управленческих, координирующих и контролирующих
мероприятий, направленных на реализацию программы развития ДОУ;
Кроме этого деятельность творческой группы основывалась на следующих принципах:
− принцип системности означает, что все элементы образовательного учреждения взаимосвязаны и их деятельность направлена
на достижение общего результата;
− принцип участия, т.е. каждый сотрудник ОУ должен стать участником проектной деятельности, планы(проекты) дошкольного
учреждения становятся личными планами (проектами) педагогов, возрастает мотивация сотрудников на участие в общей
деятельности, что сказывается на качестве конечного результата;
− принцип непрерывности, процесс планирования и проектирования в ДОУ осуществляется педагогами постоянно;
− принцип гибкости заключается в придании процессу планирования способности менять свою направленность в связи с
возникновением непредвиденных обстоятельств.
Нормативно-правовая база разработки программы
Международно-правовые акты:
• Конвенция о защите прав человека и основных свобод от04.11.1950 (с изм. и доп.);
• Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН20.11.89, вступила в силу для СССР15.09.1990);
• Декларацией прав ребёнка (провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от20.11.1959).
Законы РФ:
• Конституция РФ от12.12.1993 (с изм. и доп.);
• Семейный кодекс РФ от08.12.1995 №223 ФЗ(с изм. и доп.);
• Федеральный закон РФ « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от24.07.1998 №124-ФЗ(с изм. и
доп.);
• Федеральный закон от29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации".
Документы Федеральных служб:
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.1.3049-13 (Утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15
мая2013 г. N 26).
Нормативно-правовые документы Минобразования России:
• Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования"
Пояснительная записка
Развитие каждого дошкольного образовательного учреждения происходит в условиях осмысления и обобщения требований
современного общества. Особенно важно грамотно определить зону ближайшего развития образовательного учреждения на основе
анализа и с учетом меняющихся условий образовательной среды. Специфика программы развития образовательного учреждения
состоит в следующем:
•
Ориентация на потребности социума: прежде всего – государственная политика в области образования, запросы на
содержание образования в детском саду, уровень материального достатка родителей, демографический состав населения,
национальные и культурные традиции города.
• Вариативность содержания образования с учётом индивидуальных возможностей и потребностей ребёнка, в том числе детей
с особыми потребностями.
• Выбор режима развития – инновационная площадка по реализации программы «Развитие» под ред. А.И.Булычевой и
адаптация программы «Первые шаги» под ред. Г.Смирновой.
• Полноценное участие субъектов образовательного процесса в реализации программы, представление в ней прав и интересов
детей.
Кроме того, программа развития должна иметь следующие качества:
Актуальность – ориентирование на решение наиболее значимых для ДОУ проблем.
Прогностичность - отражение в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшних, но и будущих требований к ДОУ и
изменения условий его деятельности.
Рациональность – определение целей и способов их достижения, позволяющих получить максимально полезный результат.
Реалистичность – обеспечение соответствия между желаемым и возможным.
Целостность – полнота состава действий, необходимых для снижения поставленной цели, а так же их согласованность.
Контролируемость – определение конечных и промежуточных (ожидаемых) результатов.
Чувствительность к сбоям – свойство программы своевременно обнаружить отклонения реального положения дел от
предусмотренных, представляющих угрозу для достижения поставленных целей.
Детализация – чем более детализирована программа, тем она проста в изучении и реализации.
При написании Концепции программы развития МБДОУ сформирована самая главная, ключевая идея: с изменением условий
образовательного процесса, связанных с Приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования" и
изменение образовательного процесса в связи с переходом на Федеральную инновационную площадку,
В конечном итоге, разработанная Программа развития ориентирована на решение главной проблемы - повышение качества
образования детей, соответствие дошкольного учреждения требованиям государственной политики образования страны.
Паспорт Программы развития на 2018-2022 годы
Полное наименование
программы
Статус программы развития
Разработчики программы
Исполнитель Программы
Законодательная база для
разработки программы развития
Программы развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детский сад№5 «Хрусталик» г. Улан-Удэ
Локальный нормативный акт - Программа развития МБДОУ детский сад №5 «Хрусталик»
на 2021-2024 годы
Заведующий МБДОУ, старший воспитатель, специалисты, воспитатели, завхоз.
Администрация, педагогический коллектив, родители, воспитанники муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения детский сад№5 «Хрусталик» г. Улан-Удэ
Нормативно-правовая база разработки программы
Международно-правовые акты:
• Конвенция о защите прав человека и основных свобод от04.11.1950 (с изм. и доп.);
• Конвенция о правах ребенка(одобрена Генеральной Ассамблеей ООН20.11.89, вступила в силу для
СССР15.09.1990);
• Декларацией прав ребёнка (провозглашена резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН
от20.11.1959).
Законы РФ:
• Конституция РФ от12.12.1993 (с изм. и доп.);
• Семейный кодекс РФ от08.12.1995 №223 ФЗ(с изм. и доп.);
• Федеральный закон РФ « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
от24.07.1998 №124-ФЗ(с изм. и доп.);
•
•
•
•
Федеральный закон от29 декабря2012 г. N 273-ФЗ"Об образовании в Российской Федерации".
Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства
РФ от 04.09.2014 №1726-р).
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года(утв.
распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р).
Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года (утверждена
Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 № 751).
Документы Федеральных служб:
•
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
режима работы дошкольных образовательных организаций - Санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 (Утвержденные постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая2013 г. N 26).
•
Изменения к Санитарно-эпидемиологическим правила и нормативам СанПиНа, введенные в
действие с 20 сентября 2015 года постановлением главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 27 августа 2015 года № 41.
Нормативно-правовые документы Минобразования России:
•
Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 № 1155 "Об утверждении
государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
Локально нормативные документы:
Сроки и этапы реализации
программы
федерального
• Устав МБДОУ детский сад №5 «Хрусталик».
• Основная общеобразовательная программа МБДОУ детский сад № 5 «Хрусталик».
Программа будет реализована в 2021–2024годы в три этапа.
1-й этап– подготовительный(2021г.):
– разработка документации для успешной реализации мероприятий в
соответствии с Программой развития;
– создание условий (кадровых, материально-технических и т. д.) для успешной реализации
мероприятий в соответствии с Программой развития;
– начало реализации мероприятий, направленных
развивающего образовательного пространства.
–2-й этап– практический (2022–2023 гг.):
на
создание
интегрированной модели
– апробирование модели, обновление содержания, организационных
форм, педагогических технологий;
– постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой
развития;
– периодический контроль реализации мероприятий в соответствии с
Программой развития;
– коррекция мероприятий.
3-й этап– итоговый(2023- 2024 г.):
– реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и
распространение полученных результатов;
– анализ достижения цели и решения задач, обозначенных Программой
развития;
Цель программы
Создание в детском саду системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка
на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для
полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в
школе в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.
Стратегические цели и задачи Создание интегрированной модели развивающего образовательного
пространства, обеспечивающего условия для успешного развития дошкольника при
целенаправленном использовании развивающих технологий, в первую очередь игровых, с учетом
ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста.
С целью реализации цели Программы развития ДОУ выделены задачи,
определяющие содержание деятельности педагогического коллектива:
1. Совершенствование содержания и технологий воспитания и обучения, основанного на
личностно-ориентированном и системно-деятельностном подходах.
2. Работа по сохранению и укреплению здоровья ребенка и сотрудника
детского сада.
3. Повышение профессионализма педагогов как носителя образования.
4. Повышение эффективности работы с родителями с учетом понимания
того, что семья является основной средой личностного развития ребенка.
5. Повышение качества дошкольного образования, стремление к качеству и совершенству.
6. Совершенствование системы мониторинга качества образования (успешности) дошкольников с
учетом современных требований как основы достижений целей и успеха.
7. Совершенствование работы с социумом, надежного партнерства как
залога успеха и качества деятельности дошкольного учреждения.
Принципы реализации
программы
.
Реализация программы строится на следующих принципах:
•
•
•
•
Ожидаемые результаты и
целевые показатели реализации
программы
программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и
своевременное внесение корректив в планы;
информационной компетентности участников образовательного процесса о происходящем в
ДОУ;
вариативности, предполагающий осуществление различных вариантов действий по реализации
задач развития ДОУ;
включения в решение задач программы развития всех субъектов образовательного
пространства.
•
•
Внедрение функционально - целевой модели управления ДОУ.
Саморазвитие и произвольное овладение знаниями и основными навыками здоровьесбережения
всех субъектов образовательного процесса.
• Рост творческих достижений всех субъектов образовательного процесса, овладение комплексом
технических навыков и умений, необходимых для их реализации.
• Повышение уровня развития и подготовленности детей в соответствии с их психофизическими
возможностями и способностями указанными в Программе «Развитие».
• Обеспечение готовности воспитанников к обучению в школе. Показателями является итоговый
мониторинг по целевым показателям программы.
• Активное включение родителей в образовательный процесс
• Создание привлекательного в глазах всех субъектов образовательного процесса имиджа ДОУ,
разработка стратегии по благоустройству территории ДОУ.
Финансовое обеспечение
Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: бюджетные и
программы
внебюджетные средства (спонсорские средства, добровольные пожертвования, благотворительность).
Постановление об утверждении Решение педагогического совета муниципального бюджетного дошкольного образовательного
программы
учреждения детский сад№5 «Хрусталик» г. Улан-Удэ
Контроль за выполнением
программы
Постоянный контроль за выполнением программы осуществляет педагогический совет ДОУ.
Информационная справка
Наименование ДОУ
Муниципальное бюджетного дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5
«Хрусталик» г. Улан-Удэ
( вид) – документ,
подтверждающий статус
- Лицензия на образовательную деятельность 03Л01№0001687 от 19.04.2018 рег. № 3068
Режим работы Учреждения:
МБДОУ работает в режиме 5-дневной рабочей недели с 7.00 до 19.00
суббота, воскресенье – выходные дни.
Историческая справка.
Учредитель: - МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ».
Заведующий: - Тюрюханова Елена Владимировна
Адрес, телефон, электронная Адрес: Бурятия, г.Улан-Удэ, ул. Новгородская д.8
почта, сайт
Адрес электронной почты: hrustal2008@list.ru
Сайт: https://bur-5-khr.tvoysadik.ru/sveden/dokument
Тип здания
Модель ДОУ
Контактный телефон: 8(9021)26-65-00
Детский сад представляет собой отдельно стоящее типовое двухэтажное здание. Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 «Хрусталик» находится в
здании, рассчитанном по проекту на 6 групп. Общая площадь - 8400 кв. м, общая площадь всех
помещений - 2349,5 кв. м.
Основными помещениями МБДОУ являются: помещения для 6-ти групп (игровые и спальные
комнаты), медицинский блок (кабинет медсестры, процедурная), пищеблок (мясной, овощной,
рыбный, мучной, горячий цеха, раздаточная, моечная, склад сухих продуктов, овощной склад),
прачечная (цех стирки, цех глажения, склад мягкого инвентаря), музыкальный и спортивные залы, 2
кабинета логопеда, кабинет бурятского языка, кабинет педагога психолога, методический кабинет.
Проблемный анализ состояния образовательного процесса.
1. Ресурсное обеспечение
1.1. Качественный анализ педагогических кадров Прошли курсы повышения квалификации 60%
(курсы повышения квалификации, аттестация,
Имеют:
награды, печатные работы, конкурсы)
«Почетный работник общего образования РФ» - 1 человек.
Грамота Министерства образования РФ – 1 человек.
Грамота Комитета по образованию г. Улан-Удэ 7 человек.
1.2. Условия и оснащение образовательного процесса
В ДОУ оборудованы 6 групп и спален, музыкальный зал, физкультурный зал,
в ДОУ
1 методический кабинет. Игровые площадки
оборудованы с учетом высокой
активности детей в играх (турниками, гимнастическими стенками, лесенками и т.д.).
Имеется мультимедийная установка, музыкальный центр, фотоаппарат,
видеокамера.
Для воспитанников силами сотрудников и родителей оборудованы центры
активности: уголок сюжетно-ролевой игры, сенсорный уголок, уголок природы,
центр экспериментирования, изоцентр, патриотический уголок, математический
центр, центр художественной литературы и т.д..
Обеспеченность новой методической литературой 20 %.
Необходимо:
•
•
•
•
•
•
2.1. Программы.
Совершенствовать предметно-развивающую среду с учетом требований
ФГОС.
Пополнить компьютерное оснащение ДОУ, пополнить базу компьютерных
дидактических пособий, мультимедийных презентаций.
Обновить информационные стенды для родителей («Наше творчество».
«Уголок школьника», «Школа дорожных наук» и т.д. в группах).
Заменить мебель в соответствии с современными требованиями.
Пополнить методический кабинет программно-методическим комплексом
«Воробушки»
Пополнить методический кабинет литературой рекомендуемой для
реализации программы «Развитие» под ред. А.И.Булычевой и программы
«Первые шаги» под ред. Г.Смирновой
2. Особенности организации педагогического процесса в ДОУ
В группах общеразвивающей направленности осуществляется
дошкольное образование в соответствии с образовательной
программой «Развитие» под ред. А.И.Булычевой и адаптация
программы «Первые шаги» под ред. Г.Смирновой, а так же
парциальные программы:
«Наш дом-природа» Н.Рыжова;
«Зеленый огонек здоровья» Н.Ю. Картушина;
"Амар мэндэ"
.
2.2. Формы организации детей
Общее количество групп – 6
Образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и
развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от
2 месяцев до 7 лет.
По наполняемости группы соответствуют требованиям СанПин и
Типового положения. Количество детей в группах общеразвивающей
направленности
определяется исходя из расчета площади
групповой(игровой) - не менее 2,0 метра квадратных на одного
ребенка. Все группы однородны по возрастному составу детей:
1 младшая (2 шт.)– с 2-х до 3-х лет
2–ая младшая - с 3-х до 4- х лет
Средняя группа – с 4-х до 5-и лет
Старшая группа – с 5-и до 6-и лет
Подготовительная к школе группа – с 6-и до 7-и лет
В группах общеразвивающей направленности
осуществляется
дополнительное образование в соответствии с ООП.
2.3. Физкультурно - оздоровительная работа
Оздоровительные мероприятия:
•
•
•
•
•
•
•
Облегчённая форма одежды;
Гимнастика пробуждения с элементами самомассажа;
Дыхательная гимнастика;
Физкультурные занятия, досуги, развлечения, спартакиады;
Гимнастика на прогулке;
Недели здоровья;
Профилактические мероприятия совместно с работниками
детской поликлиники.
Организация питания:
• Выполнение норм питания по основным продуктам (мясо, масло
сливочное, растительное, молоко, яйцо, мука, крупа,
картофель, овощи, фрукты) составляет - 92%
• Обеспеченность оборудованием пищеблока – 95%
3. Участие в экспериментальной, инновационной деятельности *
3.1. Экспериментальная и инновационная работа
Реализация проекта
4. Взаимодействие со школой, другими организациями
4.1.Взаимодействие со школой
4.2. Взаимодействие с другими организациями
Осуществление взаимодействия со школой (в соответствии с планом
преемственности):
• Совместные пед.советы;
• Экскурсии;
• Конкурсы, викторины.
• Родительские собрания
ГИБДД
•
Экскурсии;
•
•
Консультативное общение;
Занятия, конкурсы.
5. Оценка содержания образования по направлениям
5.1. Охрана жизни и укрепление физического здоровья детей
Перспективы развития:
•
•
•
•
•
•
Повышение и укреплением уровня физ. развития детей;
Укрепление здоровья воспитанников;
Улучшение материально-технической базы учреждения по
обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников;
Пополнение и обновление необходимого медицинского
оборудования для лечебно-профилактических мероприятий;
Пополнение физкультурного оборудования в группах, зале и на
участке;
Повышение уровня просветительской деятельности среди
семей воспитанников по физкультурно-оздоровительному
направлению.
5.2. Обеспечение познавательно - речевого, социально личностного, художественно - эстетического и физического
развития детей.
5.3. Взаимодействие с семьями детей для обеспечения
полноценного развития детей.
•
•
•
•
•
•
•
•
Дни открытых дверей.
Информационные буклеты.
Участие в познавательно- развлекательных мероприятиях.
Беседы, консультации.
Смотры-конкурсы
Наглядная информация .
Родительские гостиные.
Сайт ДОУ.
5.4. Оказание консультативной и методической помощи родителям Используются традиционные формы
(законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и
развития детей.
Планируется:
Организация виртуального консультационного пункта для родителей
на сайте детского сада.
6. Анализ организации работы в группах раннего возраста
6.1. Система адаптации в ДОУ
Гибкая система посещения ДОУ, совместное времяпровождение в
детском саду ребёнок-родитель, способствующая облегчению
процесса адаптации ребёнка к условиям детского сада.
Концепция Программы развития
Концепция программы развития МБДОУ составлена на основе анализа имеющихся условий, проблем, с учётом прогноза о
перспективах их изменений.
Актуальность разработки программы развития МБДОУ обусловлена реализацией программы «Развитие» под ред. А.И.Булычевой
и адаптация программы «Первые шаги» под ред. Г.Смирновой в режиме Федеральной инновационной площадки.
Ключевая идея развития МБДОУ ориентирует коллектив на создание качественного развивающего образовательного
пространства, способствующего развитию и саморазвитию всех участников педагогического процесса: педагогов, воспитанников и
их родителей.
Реализация программы «Развитие», адаптация программы «Первые шаги», реализация ФГОС в образовательном процессе требует
комплекса мероприятий по обновлению содержания и выбору технологий в образовательный процесс. Предстоит работа по
перестроению сознания педагогов с учебно-дисциплинарной модели построения образовательного процесса и общения с детьми на
модель личностно-ориентированную. Это обусловлено тем, что не у всех педагогов сформировалось глубинное понимание
положений, заложенных в ФГОС
Существенные изменения в системе образования требуют изменений в квалификационном уровне педагогов. Современный педагог
должен соответствовать профессиональному стандарту педагога
Механизм реализации Программой базируется на анализе имеющейся ситуации в МБДОУ, вычленении недостатков, выборе путей
их устранения.
Управление реализацией Программы осуществляет администрация МБДОУ через координацию деятельности исполнителей.
Содействие в доработке планов, реализации проектов, подготовку и переподготовку педагогов и предоставление условий для их
профессионального роста.
Мониторинг хода выполнения программных мероприятий осуществляется ежегодно, по окончании учебного года. Участниками
Программы составляются письменные отчёты, делается анализ её выполнения, выносятся рекомендации, вносятся коррективы в её
содержание.
Контроль над ходом реализации Программы представляется в виде двух компонентов:
- Административный контроль - оперативный, промежуточный, итоговый.
- Самоконтроль – диагностика, самоанализ, тестирование, анкетирование.
Информация о реализации Программы за определённый период представляется на обсуждение педагогического совета, в Публичный
доклад заведующей.
Исходя из вышеизложенного, проанализировав условия в МБДОУ, были определены три основных цели развития нашего
учреждения
1. Цель
Повышение уровня своего потенциала и потенциала родителей, направленного на развитие, воспитание и
обучение детей, отвечающего современным требованиям, как к педагогу, так и к ребёнку-выпускнику.
Задачи:
- Создать условия в предметной среде групп, способствующей максимальной реализации возможностей, способностей
и потребностей ребёнка.
- Повысить профессиональный уровень педагогического состава – обучение в ВУЗах и СУЗах, прохождение курсовой
подготовки, аттестация педагогов, обучение работы на ПК, внедрение проектной, инновационной деятельность,
использование ИКТ.
- Усовершенствовать
материально-техническую базу ДОУ, способствующую внедрению информационнокоммуникативных технологий в педагогический процесс ДОУ и в процесс повышения квалификации кадров.
- Создать эффективную систему работы с детьми ДОУ, социальными партнерами в рамках сетевого взаимодействия
- Изучение и внедрение технологии педагогического мониторинга готовности детей к обучению в начальной школе в
целях совершенствования внутренней и внешней оценки качества дошкольного образования.
Обеспечение успешной адаптации программы «Первые шаги» под ред. Г.Смирновой, реализации программы
«Развитие» под ред. А.И.Булычевой.
- Обеспечить инновационный подход образовательного процесса в режиме федеральной инновационной площадки:
2. Цель
Задачи:
• «Профильная подготовка педагогов»
• «Внедрение ФГОС в единое образовательное пространство»
• «Сетевое взаимодействие»
• «Семья и детский сад»
- Отработать систему реализации ФГОС образовательной программы в педагогическом процессе (в соответствии с
планом)
- Максимально использовать разнообразные виды детской деятельности, осуществлять их интеграцию в целях
повышения эффективности образовательного процесса.
3. Цель
Создание качественной и безопасной материально-технической среды МБДОУ, соответствующей современным
требованиям
Задача
- Обеспечить необходимым техническим оборудованием помещения МБДОУ, способствующие охране жизни и
здоровья детей.
- Обеспечить инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении.
- Преобразовывать предметно-развивающую среду с учетом образовательной программы и улучшать материально –
техническое обеспечение образовательного процесса.
Стратегия развития МБДОУ детский сад№5 «Хрусталик»
Этапы реализации Программы развития
№
Мероприятия
1 Формирование нормативно – правовой базы
2 Обновление основной образовательной программы, в соответствии с
изменениями системы образования, запросов семей воспитанников,
общества (внедрение компетентностного подхода).
3 Мониторинг достижений детьми результатов
освоения основной образовательной программы
дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО
4 Развитие проектной деятельности ОУ: уточнение концептуальных
направлений развития ОУ
5 Вовлечение родителей в образовательный процесс
6 Подбор и апробация диагностических материалов, позволяющих
контролировать качество образования (на основе программных
требований, федеральных государственных образовательных
стандартов)
7 Разработка системы контроля качества оказываемых образовательных
услуг
Сведения об источниках, формах,
механизмах, привлечения трудовых,
Этапы, сроки
материальных ресурсов для реализации
их выполнения.
программы
Источники
Исполнители
финансирования
2021
Без финансирования
Заведующий
2021-2022
Без финансирования старший воспитатель
2021-2024
Без финансирования
старший воспитатель
2021
Без финансирования
старший воспитатель
2021-2024
2021-2024
Без финансирования
Без финансирования
старший воспитатель
старший воспитатель
2021-2024
Без финансирования
старший воспитатель
8 Составление плана взаимодействия педагогов и родителей по
направлениям развития воспитанников
9 Разработка графика по повышению квалификации и компетенций
педагогов.
2021
Без финансирования
старший воспитатель
2021-2024
Без финансирования
старший воспитатель
Ожидаемые результаты:
- разработка материалов по диагностике и мониторингу воспитанников, педагогов и родителей;
- разработка и составление индивидуальных маршрутов развития ребенка;
- разработка методических рекомендаций, рабочих тетрадей по разделам программы «Развитие»;
- разработка разделов к программе «Развитие»: физическое воспитание и бурятский язык;
- внедрение программы «Первые шаги» под ред. Г.Смирновой;
- банк данных специально создаваемых образовательных ситуаций.
Социальный эффект:
- Повышение качества образовательного процесса.
Укрепление материально – технической базы.
Проблема: Отсутствие бюджетного финансирования на текущий ремонт здания, что требует приведения в соответствие с требованиями
государственных образовательных стандартов, социальных норм и нормативов.
Цель: Совершенствование системы управления ресурсо - обеспечивающей деятельностью: поддержание в рабочем состоянии материальнотехнических ресурсов; управление имуществом учреждения.
Задачи:
-
Обеспечить охрану жизни и здоровья участников образовательного процесса.
Привести помещения в соответствие санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности.
Обеспечить инновационный характер образовательного процесса путём использования ИКТ, пополнение компьютерной и
мульмедийной базы.
Пополнение материальной базы групп необходимым оборудованием, техническими средствами, дидактическим и игровым
материалом по всем разделам образовательной программы.
№ Мероприятия
1. Благоустройство
территории
2. капитальный ремонт
спортивного и
музыкального залов
3. капитальный ремонт
ограждния
4.
Этапы, сроки их
выполнения
2021-2024 г.
Сведения об источниках, формах, механизмах, привлечения трудовых,
материальных ресурсов для их реализации
Источники финансирования
Исполнители
Помощь депутатов
Заведующий ДОУ
2021-2022
Помощь депутатов
Заведующий ДОУ
2023 г.
Средства бюджета
Заведующий ДОУ
Ожидаемый продукт:
• Благоустроенная площадка
• соответствие санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности.
Социальный эффект:
• Создание безопасных условий для жизни и здоровья участников образовательного процесса.
Социальное партнерство
Проблема: При создавшихся в нашей стране экономических, социальных и политических условий, современное образовательное
учреждение не может эффективно осуществлять функцию воспитания без установления взаимовыгодного социального партнерства.
Цель: Создание взаимовыгодного социального партнерства для функционирования учреждения в режиме открытого образовательного
пространства, обеспечивающего полноценную реализацию интересов личности, общества, государства в воспитании подрастающего
поколения.
Задачи:
1. Найти формы эффективного взаимодействия МБДОУ с социальными партнерами по вопросам оздоровления детей, а также семейного,
патриотического воспитания;
2. Совершенствовать профессиональную компетентность и общекультурный уровень педагогических работников;
3. Формирование положительного имиджа, как образовательного учреждения, так и социального партнера.
№ Социальный партнер
Мероприятия
1 СОШ №43
Экскурсии, совместные праздники,
посещение школьных постановок,
выставок, проведение МО.
2 СКЦ «Кристалл»
Экскурсии, беседы, посещение
праздников, выставок, участие в
конкурсах
Экскурсии, выставки, совместные
тематические занятия, конкурсы,
викторины.
Профилактические осмотры,
противоэпидемические мероприятия
3 Библиотека
4 Поликлиника №1
5 «Солнышко»
Консультативное общение,
обмен опытом работы с детьми с ОВЗ и
детей-инвалидов
совместное проведение семинаров.
6 Дошкольные учреждения
Организация круглых столов ,
города: Сетевое взаимодействие открытых мероприятий, проведение
по реализации проекта
семинаров.
«детитеатр
Реализация программы
«Развитие»
Ожидаемый
продукт
деятельности
Конспекты
совместных
мероприятий
Социальный эффект
Повышение уровня готовности
дошкольников к обучению в школе.
Снижение порога тревожности при
поступлении в 1-ый класс.
Выставки рисунков Обогащение познавательной сферы детей
Духовное развитие детей.
Медицинские
рекомендации,
карты
Снижение числа пропусков детьми по
болезни
Совершенствование профессиональной
компетентности специалистов
консультационного центра.
Целевые индикаторы и показатели программы развития МБДОУ детский сад №5 «Хрусталик»
Наименование мероприятия (комплекса мероприятий
Программы), обеспечивающих достижение конечного
результата
1.Разработка плана мероприятий, направленных на повышение
уровня профессиональной компетентности педагогического
состава
2.Реализация проектной деятельности педагогами.
3.Координация деятельности педагогов по внедрению
образовательной программы МБДОУ.
Наименование показателей
конечных результатов
Образовательный ценз
педагогического состава,
доля педагогов.
Количество участвующих в
проектной деятельности
педагогов
Результаты мониторинга,
анкетирования, тестирования
педагогов.
2021
2022
2023
202
+
+
+
+
+
+
+
+
4.Информационно-аналитическое сопровождение.
Мероприятия, направленные на обеспечение качественного образования, соответствующего требованиям
инновационного характера образовательного процесса.
1. Разработка адаптивной программы для детей с ОВЗ Доля воспитанников,
+
и детей -инвалидов
охваченных программой.
2. Разработка модели здоровьесберегающего пространства в
Использование
+
МБДОУ
здоровьесберегающих
технологий в
образовательном процессе
+
+
Результаты анкетирования
3. Разработка программы взаимодействия с родителями
воспитанников. Проект «Семья и детский сад»
4.Реализация основной образовательной программы.
5. Разработка программы дополнительного образования.
+
+
Результаты мониторинга
+
+
+
+
Доля воспитанников,
+
+
охваченных программой.
Мероприятия, направленные на создание качественной и безопасной материально-технической среды МБДОУ, соответствующей современн
Выполнение требований и
+
+
+
+
Обеспечение комплекса безопасности в МБДОУ
норм СанПиН 2.4..1.2660010
Выполнение требований
+
+
+
+
Госпожнадзора
Система программных мероприятий
Этап
Задачи
Мероприятия
Сроки
Ответственные
I этап – 1.Проанализировать Разработка Программы развития МБДОУ, схемы перспективного Август-сентябрь Заведующий
диагности эффективность работы развития системы работы в ДОУ и ознакомление педагогического
2021г.
Старший
ческий МБДОУ, определить коллектива с этапами реализации Программы развития.
воспитатель
направления, цели,
2018- задачи режима
Проведение исследований семей воспитанников для выявления: Октябрь, 2021г. Старший
2019г. жизнедеятельности на уровня удовлетворенности родителей работой МБДОУ, основных
воспитатель
ценностей семей, их образовательного уровня, социального и
ближайший период
воспитатели
материального положения.
групп
Изучение и анализ материально-технической базы, методического и
Декабрь
Заведующий
дидактического обеспечения образовательного процесса МБДОУ для
выявления уровня материально-технического оснащения детского 2021 г -январь
сада, для определения уровня обеспеченности образовательного
2022 г
процесса.
Изучение и определение уровня предметно-развивающей среды в
Февраль
Старший
каждой возрастной группе, в соответствии с образовательными
воспитатель
2022 г
областями программы
Изучение и выявление уровня педагогического мастерства и степени
удовлетворенности педагогической деятельностью через самоанализ
педагогов и руководителя.
Февраль
Старший
воспитатель
2012 г.
2.Определить
Проведение диагностики уровня усвоения образовательных областей
Сентябрь
Старший
динамику
развития по основной образовательной программе ДОУ детьми для оценки
воспитатель
2021
–
2022
г.
детей
результативности образовательного процесса.
воспитатели
групп
Анализ результатов обследования и диагностики развития детей для
Ноябрь
Заведующий
их обсуждения на педагогическом совете, принятие соответствующих
2021 г.
Старший
решений и определение дальнейших задач работы на год.
воспитатель
II этап - 1. Повысить
Проведение инвентаризации учебно-методического оснащения в Сентябрь, 2021г. Старший
организац профессиональный
МБДОУ в соответствии с основной образовательной программой.
воспитатель
ионный уровень педагогов для
воспитатели
корректировки и
2019-2020 реализации ООП
групп
г.
Проведение анкетирования педагогов для выявления затруднений в
Ноябрь
Старший
работе, изучение мотивов и потребностей деятельности.
воспитатель
2021 г.
Направление педагогов на курсы повышения квалификации.
Согласно плана Старший
повышения
воспитатель
квалификации
2. Создать
материально –
технические и
финансовые условия
для развития
содержания
воспитанников
МБДОУ
III этап 1.Проанализировать
заключит соответствие
ельный фактических и
2021-2022 прогнозируемых
результатов
Изучение профессионального мастерства педагогов: целевое В течение года
посещение занятий, «Дни открытых дверей», анализ планирования,
самоанализ педагогов, анкетирование педагогов и родителей, 2021 -2022 г.г.
обобщение опыта для выявления уровня педагогического мастерства
и формирование заявок на курсы повышения квалификации.
Анализ соответствия материальной базы
МБДОУ планам и
2 раз в год
программам, скорректированным, используемым для создания
2021-2022
условий. необходимых для реализации Программы развития.
г.г.
Заведующий
Старший
воспитатель
Заведующий
Разработка механизмов морального и материального стимулирования 2021-2024 г.г. Заведующий
для постоянного профессионального роста каждого педагога.
Изучение мнения педагогов, родителей о сущностях и результатах Февраль 2024год Заведующий
реализации Программы развития.
Старший
воспитатель
Оценка результатов реализации Программы развития МБДОУ.
Май- июнь 2024 Заведующий
год
Старший
воспитатель
Прогнозируемый результат программы развития к 2024 году.
Реализация Программы позволит повысить качество и обеспечить условия получения образовательных услуг для всех категорий семей и
воспитанников, не зависимо от социального и имущественного статуса, состояния здоровья в условиях инновационного режима развития
МБДОУ.
При этом будет обеспечено единство многих актуальных направлений в образовательном процессе:
- реализация программы «Развитие» под ред. А.И.Булычевой;
- внедрение программы «Первые шаги» под ред. Г.Смирновой
- выявление одаренных детей;
- дополнительное образование;
- внедрение системы сетевого взаимодействия.
В ходе реализации Программы предполагается достижение следующих результатов:
- повышение уровня профессиональной компетенции педагогов;
- создание развивающей среды и материально-технической базы в группах в соответствии с образовательными областями основной
образовательной программы МБДОУ;
- оснащение Консультативного центра для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
- обеспечение готовности воспитанников к обучению в школе. Показателями является итоговый мониторинг по образовательным
областям программы и по методическим рекомендациям.
- активное включение родителей в образовательный процесс
- создание привлекательного в глазах всех субъектов образовательного процесса имиджа ДОУ, разработка стратегии по благоустройству
территории ДОУ.
Предполагается что:
1. Для воспитанников и родителей:
- каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного развития способностей;
- хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их образования;
- обеспечение индивидуального психоло-педагогического сопровождения для каждого воспитанника ДОУ;
- каждой семье будет предоставлена консультативная помощь в воспитании и развитии детей, детей с ОВЗ и детей-инвалидов, право
участия и контроля в образовательном процессе ДОУ, возможность выбора дополнительных программ развития;
- качество сформированности целевых ориентиров детей будет способствовать успешному обучению ребёнка в школе.
2. Для педагогов:
- каждому педагогу будет предоставлена возможность для повышения профессионального мастерства;
-квалификация педагогов позволит обеспечить сформированность ключевых компетенций дошкольника;
- будет дальнейшее развитие условий для успешного освоения педагогических технологий;
- поддержка инновационной деятельности.
3. Для МБДОУ:
- будет налажена система управления качеством образования дошкольников;
- развитие сотрудничества с другими социальными системами;
- будут обновляться и развиваться материально-технические условия пребывания детей в учреждении.
Элементы риска развития программы МБДОУ
При реализации программы развития могут возникнуть следующие риски:
-
недостаточный образовательный уровень родителей воспитанников;
недостаточная компетентность педагогов в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей с ОВЗ и детей-инвалидов затрудняет
получение детьми качественного дошкольного образования;
переход на новую программу развития МБДОУ может создать психологическое напряжение у коллектива. Примечание: Управление
и корректировка программы осуществляется Педагогическим Советом
образовательного учреждения ДОУ.